Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
  1. Пресс-центр
  2. Новости
  3. Студентам
  4. СПО меняет траекторию развития

СПО меняет траекторию развития

Апрель 16, 2021 Просмотров: 461

Уважаемые абитуриенты и их родители! Особый режим функционирования не дает возможности очной встречи на Дне открытых дверей. Но мы хотели бы влиять на ваш выбор нашей профессиональной образовательной организации. Для этого провели курсы с профессиональными пробами для школьников Ханты-Мансийска, для этого по индивидуальным заказам знакомим малые группы школьников с возможностями нашего колледжа в подготовке будущих специалистов, для этого публикуем информационные материалы на нашем сайте. Этот один из них. Надо прочитать и подумать.

Престиж среднего профобразования неуклонно возрастает. Во многом этому способствует реализация Национального проекта «Образование». Но не стоит сбрасывать со счетов и конъюнктуру рынка, требующую качественных изменений. Поэтому сегодня СПО больше не «для троечников». О новой траектории развития СПО, которое произойдет в ближайшее время, мы поговорим подробнее.

«Мода на вузовские дипломы» уже прошла. Молодые люди при выборе учебного заведения и профессии стали более прагматичны, и прекрасно понимают, что работодатель при приеме на работу будет обращать больше внимания на опыт и приобретенные навыки, а не на оценку в дипломе. К тому же, среднее образование и профессию в колледже можно получить через 4 года, а это – самостоятельный заработок уже к 18 годам, финансовая независимость от родителей и возможность принимать самостоятельные решения о своей дальнейшей карьере и жизни вообще. Конечно, можно сомневаться в зрелости решений 18-летнего человека, но социологи уже заметили разницу: выпускники ВУЗов чаще меняют профессию или кладут «диплом на полку», чем выпускники СПО. В 2020 году техникумы и колледжи приняли почти 1,2 миллиона учащихся, и ожидается, что в нынешнюю приемную кампанию эта цифра увеличится еще на 50 тысяч абитуриентов. В самом деле, зачем поступать в ВУЗ, не имея представления о профессии и дальнейшем применении обширных и фундаментальных знаний, которые дает институт или университет, если можно освоить робототехнику, программирование, менеджмент, педагогику и другие востребованные специальности в СПО, а уже потом решать, «идти в науку» или просто работать по любимой специальности. В конце концов, после колледжа всегда можно продолжить учебу по выбранному направлению или кардинально изменить его, имея за плечами опыт.

Министерство просвещения в конце 2020 года утвердило концепцию развития профобразования, проведя анализ соответствия каждого колледжа и каждой специальности на предмет востребованности на рынке труда. В 10 регионах России заработал пилотный проект, цель которого – синхронизация количества выпускников СПО и кадровых потребностей в различных отраслях. Регулярно отслеживается и корректируется список исчезающих профессий, вносятся изменения в перечень для подготовки специалистов, на основании которых будут сформированы и новые образовательные стандарты для профобразования.

Что касается профильной части обучения, то она всегда делится на теоретические основы и практическую часть: первая – фундаментальная, вторая развивается более динамично, по мере внедрения новых технологий. Разумеется, для каждой специальности теория и практика имеют свою специфику, и подход к профессиональным дисциплинам должен быть индивидуальным в пределах каждой из компетенций, но единым на российском образовательном пространстве. Теперь вся подготовка по профессии/специальности должна вписываться в термин «практическая подготовка». Колледж подготовил соответствующий локальный документ.

Уже сегодня большое внимание уделяется уровню квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения. Даже самые опытные из них нуждаются в систематическом «подтягивании знаний» до современного уровня на фоне стремительно развивающихся технологий и внедрения передового оборудования. Экзаменуют преподавателей профессионалы, работающие на предприятиях. Объявлен Всероссийский конкурс «Мастер года», три наших преподавателя заявились на участие. К созданным по последнему слову техники 1574 мастерским, прибавляются новые помещения. Их число к концу 2024 года достигнет 5000. К этому же сроку количество преподавателей и мастеров производственного обучения в России достигнет 35 000. В нашем колледже подготовлены пять брендированных мастерских, оснащенные самым новым оборудованием. С 2018 года колледж приступил к созданию учебно-производственного участка, в инфраструктуру которого в настоящее время входят: учебная гостиница, комната кратковременного пребывания детей дошкольного возраста, мастерская по ремонту и обслуживанию легковых автомобилей. В перспективе - студенческое кафе, студенческий театр, физкультурно-оздоровительный центр. Главное, что инфраструктура создается под реализуемые профессиональные программы. Важно, что при их создании мы максимально стараемся обходиться навыками своих студентов, превращая их в компетенции (ремонт помещения столовой, реконструкция входной группы на территорию учебно-производственного комплекса). Возникает накопительный эффект компетенции и этот процесс становится тем самым воспитанием профессионала: мы молодого человека из фокуса эгоистической жизни внутри себя выводим на фокус потребителя его компетенций. Тут и рефлексия, и ответственность, и совесть, и качество – в одном флаконе. Например, студенты по специальности «правоохранительная деятельность» часть программы практической подготовки проходят в составе добровольной народной дружины, созданной в колледже в 2015 году. ДНД зарегистрирована в региональном реестре народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности. Еженедельно в соответствии с графиком студенты данной специальности осуществляют охрану правопорядка в общественных местах совместно с нарядом патрульно-постовой службы МО МВД Ханты-Мансийский, узнавая о своей будущей специальности не на словах, а на деле. Заявленные в Стратегии развития СПО до 2030 года приоритетные направления и озвученная позиция Министерства просвещения о создании при колледжах малых инновационных предприятий фактически уже реализуется нами. Созданный Учебно-производственный участок является площадкой практической подготовки студентов, позволяет им работать и зарабатывать, понимать требования работодателей, генерировать идеи для улучшения деятельности, развивать бизнес-компетенции в бизнес-среде, нарабатывать социальные связи, работать в команде, учиться саморегуляции своего поведения, осваивать актуальные грамотности XXI века. Одним словом – переводить в реальную жизненную плоскость всю теорию.

В 2021 году пройдут Всероссийские проверочные работы, в которых примут участие первокурсники, поступившие после 9 класса, и выпускники школ. Цель проверочной работы – сравнительный анализ качества знаний у старшеклассников общеобразовательных школ и СПО, с последующей корректировкой общеобразовательных учебных программ. Дальше, на основе сравнений, можно будет сделать выводы относительно содержания и стандартизации учебников по школьным дисциплинам.

Наиболее значимое и ожидаемое в преподавательских кругах СПО событие – решение вопроса о доплате за воспитательную работу в колледжах. Материальный стимул к работе получают более 800 000 классных руководителей школ, а для кураторов колледжей и техникумов такая опция до сих пор в «режиме ожидания». Но дело сдвинулось с «мертвой точки» после соответствующего поручения Президента РФ. Так что, в скором времени труды более 100 000 кураторов российских колледжей и техникумов будут конвертированы в рубли. Как показывает опыт, наиболее активная часть общества – вчерашние выпускники школ, которые в силу возраста иногда не осознают, что свобода – это, прежде всего ответственность. «Аттестат зрелости» еще не означает, что она наступила, и кураторы колледжей и техникумов вынуждены дорабатывать эти вопросы, а значит их воспитательная нагрузка – не менее сложна, чем у коллег, работающих в детском саду и в школе. Ожидается также, что воспитательная программа станет системной или централизованной и будет находиться под контролем образовательного ведомства. На фоне непростой ситуации в общественно-политической жизни страны и в мире, такой подход к формированию ценностных ориентиров у молодых людей крайне важен.

СПО сегодня соответствует духу времени, объединяя передовые технологии и старый опыт, становится полезным для экономического роста государства и привлекательным для молодежи.