Аттестация

Под аттестацией (лат. Attestatio – свидетельство, подтверждение) подразумевается проверка и подтверждение компетентным органом готовности работника к исполнению трудовых функций определенного содержания и уровня сложности.

Аттестация педагогических работников – это комплексная оценка уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности.

Целью аттестации педагогических работников является стимулирование роста квалификации и профессионализма педагогического труда, развитие творческой инициативы, а также обеспечение социальной защищенности педагогов в условиях рыночных экономических отношений путем дифференциации оплаты труда. В соответствии с целью, основной задачей аттестации является присвоение педагогу квалификационной категории в соответствии с уровнем его профессионализма.

Исходя из цели аттестации, можно выделить некоторые задачи:

  • стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста;
  • повышение эффективности и качества педагогического труда;
  • выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
  • учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений;
  • определение необходимости повышения квалификации педагогических работников.

Основными принципами проведения аттестации являются:

  • коллегиальность;
  • гласность;
  • открытость;
  • объективное отношение к педагогическим работникам;
  • недопустимость дискриминации.

Нормативные документы


Федеральный уровень
Региональный уровень Уровень образовательной организации

Отчёт о самообследовании


Отчет о самообследовании представляет собой текст, раскрывающий особенности профессиональной деятельности аттестуемого педагога.

Объем отчета - до 5 страниц формата А4 (шрифт Times New Roman, 14 кегль, одинарный интервал).

Отчет должен содержать информацию по 5 разделам:
  • Раздел 1. Профессиональное образование.
  • Раздел 2. Представление о педагогической профессии и профессиональной миссии.
  • Раздел 3. Профессиональная деятельность аттестуемого.
  • Раздел 4. Результаты профессиональной деятельности педагогического работника.
  • Раздел 5. Перспективы развития профессиональной деятельности.

Внутри текста даются ссылки на страницы web-сайтов, содержащих материалы, подтверждающие представленную в отчете информацию о деятельности аттестуемого педагогического работника (сайты организации, в которой педагогический работник осуществляет педагогическую деятельность; сайты сетевых педагогических сообществ и средств массовой информации, где размещены публикации педагогического работника; иные сайты по усмотрению педагогического работника, где представлены результаты его педагогической деятельности).

К отчету может быть представлено приложение объемом не более основной части отчета, содержащее количественные данные в таблицах и графиках, подтверждающие содержание отчета.

Эксперт анализирует и оценивает отчет о самообследовании в соответствии с критериями оценки, которые находятся на странице «Аттестация педагогических работников» официального сайта Института развития образования в сети Интернет http://www.iro86.ru. При оценке учитывается только та деятельность, которая имеет конкретное описание и документальное подтверждение. Отсутствие подтверждения влечет за собой снижение оценки по критерию.

С более подробной информацией по написанию отчета о самообследовании можно ознакомиться на странице «Аттестация педагогических работников» официального сайта Института развития образования в сети Интернет http://www.iro86.ru.


Аттестационные задания


Аттестационное задание представляет собой профессиональную задачу, содержание которой основано на реализуемых педагогическим работником трудовых функциях.

Все аттестационные задания известны аттестуемым заранее и открыты для выбора на странице «Аттестация педагогических работников» официального сайта Института в сети Интернет http://www.iro86.ru.

Аттестационное задание может выполняться аттестуемым в ходе освоения программ повышения квалификации.

Аттестационное задание выполняется педагогом в текстовой форме, имеет объем до 10 страниц формата А4 (шрифт Times New Roman, 14 кегль, одинарный интервал). В структуре выделяется пояснительная записка с обоснованием предлагаемого решения и собственно документ, соответствующий содержанию задания (рабочая программа учебной дисциплины, конспект учебного занятия, программа, проект).

Все задания разделены на блоки:

1. Аттестационные задания для педагогических работников всех категорий (6 заданий).

Аттестационное задание № 1

«Разработайте рекомендации для молодого педагога по использованию информационных технологий при реализации образовательной (рабочей) программы (на примере конкретного предмета, дисциплины, курса). Укажите, какие нормативно-правовые документы вы использовали при разработке рекомендаций».

Аттестационное задание № 2

«Каким образом педагог может изучить индивидуальные особенности обучающихся? Предложите пакет диагностического инструментария с учетом педагогических, психологических и правовых аспектов».

Аттестационное задание № 3

«Разработайте сценарий конкретного мероприятия с участием родителей (для основных общеобразовательных программ мероприятие может быть в рамках как урочной, так и внеурочной деятельности), опишите место и роль этого мероприятия в образовательном процессе».

Аттестационное задание № 4

«Разработайте варианты программы организации индивидуального обучения для обучающихся с особыми образовательными потребностями (одаренные, испытывающие трудности в обучении). Опишите особенности программы организации индивидуального обучения и возможные трудности в организации образовательного процесса. Укажите, какие нормативные документы Вы использовали при составлении программы организации индивидуального обучения».

Аттестационное задание № 5

«Предложите вариант рабочей программы преподаваемой Вами учебной дисциплины (предмета, курса), учитывающей региональные, этнокультурные особенности и потребности обучающихся».

Аттестационное задание № 6

«Каким образом педагог может включиться сам и включить коллег в командную работу в рамках реализации целей образовательной программы? Предложите технологию (методику) организации командной работы в педагогическом коллективе Вашей образовательной организации по разработке образовательного проекта»

2. Аттестационные задания для педагогических работников профессиональных образовательных организаций (4 задания).

Аттестационное задание № 1
(мастер производственного обучения)

Упражнения являются основой любого метода производственного обучения в методике проведения учебной практики.

Для представленной иерархии основных целей при выполнении учащимися в процессе учебной практики упражнений (рисунок) приведите их конкретные примеры из программы профессионального модуля.

творчество
самостоятельность
скорость
точность
правильность
 

Аттестационное задание № 2
(мастер производственного обучения)

Сформулируйте показатели качества учебно-производственной деятельности студентов при овладении профессиональными компетенциями одного из видов профессиональной деятельности по следующим направлениям:
  • безопасное выполнение учебно-производственных работ;
  • подготовка рабочего места;
  • формирование практических умений;
  • осознанный выбор профессии;
  • отношение к будущей профессии.

Дайте определение качества учебно-производственной деятельности студентов при освоении вида профессиональной деятельности.

Обоснуйте значимость каждого из направления комплексной оценки качества деятельности студентов.

Приведите примеры 3 – 4 показателей качества по каждому указанному направлению.

Обоснуйте процедуру оценивания качеств по каждому направлению.

Аттестационное задание № 3
(преподаватель дисциплин общепрофессионального и профессионального циклов)

В основных профессиональных образовательных программах самостоятельная работа обучаемых является важной формой организации процесса овладения профессиональными компетенциями.

В чем отличие самостоятельной работы студентов от аудиторной работы?

Приведите классификационные признаки самостоятельной работы студентов. Охарактеризуйте одну самостоятельную работы из конкретного профессионального модуля по всем классификационным признакам.

На конкретном примере сформулируйте цель самостоятельной работы.

Аттестационное задание № 4
(преподаватель дисциплин общепрофессионального и профессионального циклов)

Выберите дисциплину общепрофессионального цикла, в процессе которой формируется более двух ПК и проводится в заключении экзамен. Определите две ПК, дескрипторы которых формируются при изучении этих дисциплин.

Приведите примеры трех различных видов оценочных средств.

Дайте определение каждому оценочному средству, определите его функциональное назначение и объясните технологию проведения контрольно-оценочной деятельности.

Приведите три примера ОС для оценки ПК, дескрипторы которых сформулированы. Опишите технологию проведения контрольно-оценочной деятельности с помощью этих средств.

Эксперт оценивает решение задания по критериям, отражающим содержание задания, и вносит результаты оценивания в экспертный лист. Критерии, по которым будет оцениваться результат работы аттестуемого педагога, известны. Это матрицы для экспертов, которые находятся в файле с самим заданием на странице «Аттестация педагогических работников» официального сайта Института в сети Интернет http://www.iro86.ru.

Педагогом выполняет одно аттестационное задание.


Подача заявления


Для сохранения оплаты труда педагога, с учётом ранее присвоенной категории, рекомендуется подавать заявление об аттестации не позднее трёх месяцев до истечения срока действия имеющейся квалификационной категории.

Заявления о проведении аттестации подаются педагогическими работниками независимо от продолжительности работы в организации, в том числе в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

Заявление на высшую квалификационную категорию по должности, по которой аттестация проводится впервые, может быть подано не ранее, чем через два года после установления первой квалификационной категории по этой должности.

Истечение срока действия высшей квалификационной категории не ограничивает право педагогического работника впоследствии обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности.

В случае прохождения аттестации по нескольким должностям подаются отдельные пакеты документов на каждую из заявленных должностей.

Аттестационная комиссия устанавливает индивидуальный аттестационный период в соответствии с графиком работы аттестационной комиссии и с учётом срока действия ранее установленной квалификационной категории педагога.

Индивидуальный аттестационный период включает в себя:
  • Предоставление материалов педагогического работника в Институт - в течение 15 дней со дня подачи заявления;
  • Экспертиза материалов педагогического работника - в течение 15 дней со дня получения материалов;
  • Принятие решения об установлении квалификационной категории - в течение 30 дней со дня окончания экспертизы.

Педагогический работник, проанализировав результаты своей деятельности относительно требований к квалификационным категориям, подает в аттестационную комиссию заявление об аттестации в форме электронного документа установленного образца с использованием сети «Интернет» с помощью сайта АУ «Институт развития образования» по адресу: http://att.iro86.ru/.

Сообщение о дате регистрации заявления и его регистрационном номере поступает по электронной почте, указанной педагогическим работником в заявлении.

Подача заявления при упрощенной процедуре прохождения аттестации

Существует два вида заявления на прохождение аттестации на первую и высшую квалификационные категории: заявление по общей процедуре аттестации и по упрощенной процедуре.

Упрощенная процедура аттестации предусматривает оценку профессиональной деятельности педагогических работников по результатам анализа отчета о самообследовании без выполнения аттестационного задания.

Упрощенная процедура применяется в отношении педагогических работников, которые:
  • имеют почетные звания («Почетный работник общего образования Российской Федерации», «Почетный работник начального профессионального образования Российской Федерации», «Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации», «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации», «Почетный работник науки и техники Российской Федерации», «Отличник народного просвещения», «Народный учитель Российской Федерации», «Народный учитель СССР», «Заслуженный работник образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»), ведомственные награды (медаль К.Д.Ушинского; нагрудный знак: «За развитие научно-исследовательской работы студентов», «За милосердие и благотворительность»; Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации), государственные награды, полученные за достижения в педагогической деятельности, ученые степени «кандидат наук», «доктор наук»;
  • в межаттестационный период являются победителями конкурсного отбора лучших учителей на федеральном и региональном уровнях;
  • в межаттестационный период являются победителями во Всероссийских конкурсах профессионального мастерства, учредителем которых является Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации;
  • в межаттестационный период подготовили победителей или призеров (1-3 место) регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников, заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, международных предметных олимпиад, Всероссийских олимпиад профессионального мастерства, иных мероприятий, включенных в федеральный перечень мероприятий для обучающихся на соответствующий год, утвержденный уполномоченным федеральным органом государственной власти;
  • в межаттестационный период подготовили победителей или призеров (1-3 место) Чемпионата России, Первенства России, Спартакиады России, Чемпионатов Мира, Европы, России, Уральского федерального округа;
  • в межаттестационный период являются экспертами аттестационной комиссии Департамента;
  • имеют почетные звания в сфере культуры («Народный артист Российской Федерации», «Народный артист СССР», «Заслуженный артист Российской Федерации», «Заслуженный артист СССР», «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации», «Заслуженный работник культуры Российской Федерации», «Заслуженный деятель культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»).

Педагогический работник, желающий пройти аттестацию по упрощенной процедуре, направляет соответствующее заявление с приложением копий документов, подтверждающих право на упрощенную процедуру аттестации секретарю аттестационной комиссии по адресу: http://att.iro86.ru/.


Подтверждение соответствия занимаемой должности


Аттестации в обязательном порядке подлежат педагогические работники, состоящие и трудовых отношениях с колледжем на постоянной основе, не имеющие квалификационных категорий (первой или высшей).

Аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности не проходят следующие педагогические работники:
  • педагогические работники, имеющие квалификационные категории;
  • проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация;
  • беременные женщины;
  • женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам:
  • лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
  • отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием.

Аттестацию педагогических работников осуществляет аттестационная комиссия Колледжа.

Аттестационная комиссия создается приказом директора Колледжа в составе председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии и формируется из числа работников Колледжа, в котором работает педагогический работник, представителя коллегиального органа управления, первичной профсоюзной организации.

Решение о проведении аттестации педагогических работников принимается директором колледжа. Директор Колледжа издает соответствующий приказ, включающий в себя список работников, подлежащих аттестации, график проведения аттестации и доводит его под роспись до сведения каждого аттестуемого не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения их аттестации по графику.

Проведение аттестации педагогических работников осуществляется на основании представления директора в аттестационную комиссию.

В представлении директора Колледжа указываются следующие сведения о педагогическом работнике:
  • фамилия, имя, отчество:
  • наименование должности на дату проведения аттестации;
  • дата заключения по этой должности трудового договора;
  • уровень образования и квалификация по направлению подготовки;
  • информация о прохождении повышения квалификации;
  • результаты предыдущих аттестаций (в случае их проведения);
  • мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором.

Педагогический работник должен лично присутствовать на заседании аттестационной комиссии.

Аттестационная комиссия рассматривает представление, дополнительные сведения, представленные самим педагогическим работником, характеризующие его профессиональную деятельность (в случае их представления).

Оценка деятельности педагогического работника основывается на его соответствии квалификационным требованиям и (или) профессиональному стандарту по занимаемой должности, определении его участия в решении поставленных перед Колледжем задач, сложности выполняемой им работы, ее результативности. При этом учитываются профессиональные знания педагогического работника, опыт работы, наименование программ повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки в межаттестационный период.

Члены аттестационной комиссии при необходимости вправе задавать педагогическому работнику вопросы, связанные с выполнением должностных обязанностей.

По результатам аттестации педагогического работника аттестационная комиссия принимаем одно из следующих решений:
  • соответствует занимаемой должности (указывается должность работника):
  • не соответствует занимаемой должности (указывается должность работника).

Решение аттестационной комиссией принимается в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии.

Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии, сообщаются ему после подведения итогов голосования.

Педагогический работник знакомится под роспись с результатами аттестации, оформленными протоколом.

На каждого педагогического работника, прошедшего аттестацию, составляется выписка из протокола, которая подписывается секретарем аттестационной комиссии и содержит следующие сведения: фамилию, имя, отчество аттестуемого, наименование его должности, дату проведения заседания аттестационной комиссии, результаты голосования при принятии решения.

Результаты аттестации в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки и профессиональной деятельности педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.