Профессиональное самоопределение как поиск смысла в трудовой деятельности
Проектируя содержание дисциплины «Введение в специальность», пожалуйста, познакомьтесь с этой информацией… Ищу единомышленников.
С 1 сентября мы снова начнем образовательную деятельность с первокурсниками… Если дать себе труд понять мотивы поступления молодых людей в колледж, то станет понятно, что эти люди пришли к нам с острым желанием повзрослеть и уйти от чрезмерной опеки взрослых; профессия для них – это образ независимости и взрослости. Будем неверным (непрофессиональным) ходом, если мы с вами на 1 курсе ничего не изменим в известной уже образовательной деятельности (общеобразовательный блок, посадка в затылок, звонок на занятия, куратор, следящий за посещением и т.д.). Получается, что от чего ушел – к тому и пришел. Полный крах ожиданий и надежд для студента…
Чтобы не обмануть надежды на взрослость наших первокурсников. Мы совершенно точно должны предложить им не только «взрослую» систему отношений в образовательном процессе («почти как в трудовом праве»), но и конкретную дисциплину в Учебном плане, которая будет поддерживать интерес к выбранной профессиональной программе, даст утвердительный ответ в правильности выбора и поможет выстроить личную стратегию профессионального самоопределения, развития.
В Учебном плане колледжа уже есть такая – «Введение в специальность», но начинается она на большинстве профессиональных программ со второго полугодия и в ней всего 39 часов… Для выполнения выше обозначенных задач – это крайне несерьезно…
Но есть явный ресурс, который в нашу систему привнесла обязанность реализовывать ФГОС среднего общего образования, - в ФГОС СОО имеется одна новая дисциплина – Индивидуальный проект, которую можно использовать для создания системы педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки обучающихся в профессиональном самоопределении. И, на мой взгляд, это самый оптимальный путь в сопровождении студента, чтобы он научился ставить перед собой достижимые цели, выбирать оптимальный путь для их достижения, анализировать результаты деятельности, извлекать уроки из неудач и брать на себя ответственность за свои поступки. Вопрос только в технологии преподавания на Индивидуальном проекте.
Мы предлагаем подумать о следующей технологии:
- выделить в содержании дисциплины сущностные темы, которые влияют на профессиональный выбор (Качество жизни человека. Жизненные сценарии и жизненные стратегии. Состояние рынка труда. Перспективы профессии/специальности. Успешные люди профессии/специальности. Психограмма профессии/специальности. Профессионально значимые качества. Профессиональное здоровье/копинг. Профессиональная карьера. Профессиональный стандарт. Поведение на рынке труда. Корпоративная культура. Этапы профессионального развития и становления. Формирующий эксперимент «Я – профессионал» (проба). Учебный план профессиональной программы, обеспечивающий профессиональное развитие.);
- отдельно читается тема «Проектная деятельность. Проект» (Проект трактуется как поиск способов и мероприятий восполнения выявленных дефицитов качеств в процессе «профессиональное становление»);
- каждую тему разбить на четыре обязательные деятельности для педагога и обучающегося: 1)знакомство с нормой в теме, 2) диагностика личного состояния в теме, 3)рефлексия отклонений состояния и нормы в теме, 4) проектирование плана мероприятий по восполнению выявленного личностного дефицита в теме;
- к концу дисциплины обучающийся группирует для промежуточной аттестации все планы мероприятий по темам в личный проект (индивидуальный) профессионального становления и развития; Проект становится навигатором в обучении на весь период действия ОПОП;
- на промежуточную аттестацию (дифференцированный зачет) выносится процедура защиты Индивидуального проекта.
Предполагается, что обучающийся при защите выскажет осмысленное суждение о правильности выбора профессиональной программы (или ее смене), о понимании набора дидактических единиц в ОПОП, о готовности участвовать в собственном профессиональном воспитании (конкурсы, олимпиады, конференции, чемпионаты, зачеты общих компетенций), предложит для обсуждения комиссией личного плана мероприятий профессионального самоопределения. Предполагается сотрудничество с педагогом, честный разговор о перспективах карьеры, трудностях программы и корпоративной культуре профессии/специальности.
В этом подходе педагоги профессиональной программы трудятся для развития способностей обучающегося, его трудовой мотивации и формируют жизненные ценности своих студентов. Этот путь требует осознанной и слаженной работы всех участников образовательных отношений на профессиональной программе, переводит студента в субъектную позицию (сам спроектировал свой путь – сам за него и отвечай), требует компетентных специалистов в области профориентационной работы, требует специального инструментария – методик психолого-педагогической диагностики и развития профессиональных интересов, склонностей и способностей.
Я приглашаю всех, кто получит эту дисциплину 1 сентября, составлять программу с учетом смещения задачи с диагностики профессиональных способностей и склонностей на развитие универсальных качеств, которые являются фундаментом любой деятельности. Предлагаю подумать о целостной системе формирования психологической готовности первокурсников к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов.
Напомню, что в психологическом плане самоопределившаяся личность - это “субъект, осознавший, что он хочет (цели жизненные планы, идеалы), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что он есть (свои личностные и физические свойства), что от него хочет или ждет коллектив, общество; субъект, готовый функционировать в системе общественных отношений. Самоопределение, таким образом, это “относительно самостоятельный этап социализации, сущность которого заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества”. (М.Р.Гинзбург). Предложенный подход к содержанию дисциплины «Введение в специальность» как индивидуальный проект первокурсника полностью удовлетворяет этому определению…
Старший методист Г.Л. Лебедева