Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
  1. Преподавателям
  2. Новости
  3. Всё про хорошую лекцию

Всё про хорошую лекцию

Сентябрь 27, 2018 Просмотров: 1823

С 1 сентября 2018 года в расписание активно включены поточные лекции, считающие эффективным методом активного обучения в больших группах. 

Реакция студентов пока не однозначная, но она имеет общую положительную часть – студенты приветствуют изменения в учебной деятельности («это то, что отличается от привычного режима учебы в школе, который уже просто раздражал: 9 лет уроков и посадки в затылок», «это признание нашей свободы и самостоятельности и это хорошо»). Но эти же студенты выражают неготовность к новой для них форме.

Предлагаю вместе разобраться с методикой и условиями проведения поточных лекций. Сразу договоримся, что мы говорим об образовательной деятельности в колледже, где поточные лекции являются полноценной и законной формой организации этой самой образовательной деятельности.

Что такое лекция? 

Лекция–речевое общение, вербальный обмен идеями; формальное, упорядоченное и, обычно, расширенное предоставление информации и мыслей. Главные слова – ОБМЕН и РАСШИРЕННОЕ.  

Цель лекции: передать информацию, обеспечить понимание и стимулировать интерес.

Справедливости ради надо сказать,  что наши студенты уже составили свое определении (Лекция – это метод, которым записи лектора переходят в записи студента, минуя головной мозг обоих (аноним)).

Вспомним  известные типы лекций:

  • Проблемная;

  • Обзорная;

  • Эвристическая;

  • Лекция-визуализация;

  • Лекция-беседа;

  • Лекция-консультация;

  • Лекция-дискуссия;

  • Лекция-конференция;

  • Лекция-трансляция;

  • Интерактивная лекция;

  • Сравнительная лекция;

  • Проблемная лекция;

  • Лекция-аргументация;

Достоинства  лекции:

  • Экономически выгодный способ информирования больших аудиторий;

  • Эффективный способ предоставления информации, которую невозможно найти в других источниках;

  • Обеспечение фундамента (понятия, концепции, закономерности) для дальнейшего обсуждения на занятиях в малых группах;

  • Эффективное средство демонстрации процесса критического мышления, решения проблем, принятия решения и т.д.

  • Изменение отношения к предмету, области знаний;

Недостатки  лекции:
  • Тенденция к пассивному участию аудитории
  • Не является эффективным методом изменения отношения/позиции или стимулирования мышления более высокого порядка

  • Не способствует переводу информации в долговременную память

  • Не позволяет эффективно реагировать на различия обучающихся

  • Дистанцирование обучающихся и лектора

  • Мы поговорили с нашими студентами и выяснили, что делает лекцию интересной, а лектора – лучшим…

 Что делает лекцию интересной, а лектора – лучшим?

Хороший лектор Плохой лектор
Наличие наглядно-иллюстрационного материала (презентация, небольшой фильм, карта и т.д.) Слишком много надо конспектировать
Лекция заранее выложена на страничке педагога, он лишь расставляет ценностные акценты в информации… Нудное, монотонное чтение по бумаге
Актуальность, свежие данные, зарубежные источники Включение разговоров на отвлеченные темы
Четкость и ясность материала и его изложения Не свободное владение лектором материалом
Стимулирование интереса к предмету лекции через личный опыт студентов, примеры из реальной практики (ассоциировать материал с бытовыми или другими явлениями) Не скрываемое пренебрежительное отношение к студентам
Формирование нового мышления у студентов как задача лектора Отсутствие плана или схемы лекции
Общается с аудиторией вопросами, выводит на обсуждение, дискуссию. Чтение лекции без личного интереса к форме и содержанию
Четкий хронометраж времени лекции Неумение держать аудиторию в заинтересованном состоянии
Владение ораторским мастерством Устаревший материал
Организует обратную связь со студентами, есть возможность задавать вопросы Чтение без движения, сидя на стуле
Материал взят из разных источников (не из учебника) Опоздание лектора
Подготовлена короткая и ясная презентация, с детальными пояснениями Боязнь аудитории студентов
Не более 2 часов по одной теме Использование только учебника
Предоставление раздаточного материала Долгие ненужные вступления
Использование студентов в качестве со-докладчиков (опережающее задание) Отсутствие контакта с аудиторией
Организация мини-опроса для начального погружения в тему лекции Плохая дикция
Конкретно-поставленные цели лекции и достижение их Необработанный материал.
Свободная, раскрепощенная обстановка
Чередование деятельности (рассказ, мнение, сообщение студентов, фильм, презентация, работа с раздаткой, обсуждение друг с другом, короткие письменные задания, заполнение таблицы, групповая работа и т.д.)
Уверенность преподавателя в материале, ссылки на знакомые источники
Приглашение профессионалов отрасли на лекцию как со-авторов лекции.
Энергичность преподавателя – сильно мотивирующий фактор слушать лекцию

Поэтому примите  важные советы.

1.Хорошая лекция на 70% состоит из подготовки;

2. Первые 10 минут студенты запоминают 70% информации, последние 10 минут – только 10% (формулируйте основную идею лекции привлекательной для студентов);

3. Не забывайте о мотивации на тему лекции (реальная история, статистика, личный опыт, область применения, вопросы и задания по лекции, скажите, что будут включено из лекции в экзамен);

4. Актуализируйте предшествующие знания (структурирование материала лекции, блиц-опрос);

5. Визуализируйте план лекции;

6. Включайте в деятельность студентов (смена деятельности должна быть каждые 15 минут);

7. Содержание лекции заранее разместите на своей странице на сайте колледжа;

8. Связывайте события и факты с теориями и принципами;

9. Поясняйте ошибочные представления;

10. Делайте выводы в конце лекции: скажи, о чем ты собирался сказать, скажи, о чем ты говорил;

11. Помогайте студенту организовать запись;

12. Помните про ценность повторения;

13. Не забывайте про вопросы в аудиторию и вопросы от аудитории;

14. Хвалите студентов за активность;

15. Избегайте шаблонов.