Всё про хорошую лекцию
С 1 сентября 2018 года в расписание активно включены поточные лекции, считающие эффективным методом активного обучения в больших группах.
Реакция студентов пока не однозначная, но она имеет общую положительную часть – студенты приветствуют изменения в учебной деятельности («это то, что отличается от привычного режима учебы в школе, который уже просто раздражал: 9 лет уроков и посадки в затылок», «это признание нашей свободы и самостоятельности и это хорошо»). Но эти же студенты выражают неготовность к новой для них форме.
Предлагаю вместе разобраться с методикой и условиями проведения поточных лекций. Сразу договоримся, что мы говорим об образовательной деятельности в колледже, где поточные лекции являются полноценной и законной формой организации этой самой образовательной деятельности.
Что такое лекция?
Лекция–речевое общение, вербальный обмен идеями; формальное, упорядоченное и, обычно, расширенное предоставление информации и мыслей. Главные слова – ОБМЕН и РАСШИРЕННОЕ.
Цель лекции: передать информацию, обеспечить понимание и стимулировать интерес.
Справедливости ради надо сказать, что наши студенты уже составили свое определении (Лекция – это метод, которым записи лектора переходят в записи студента, минуя головной мозг обоих (аноним)).
Вспомним известные типы лекций:
-
Проблемная;
-
Обзорная;
-
Эвристическая;
-
Лекция-визуализация;
-
Лекция-беседа;
-
Лекция-консультация;
-
Лекция-дискуссия;
-
Лекция-конференция;
-
Лекция-трансляция;
-
Интерактивная лекция;
-
Сравнительная лекция;
-
Проблемная лекция;
-
Лекция-аргументация;
Достоинства лекции:
-
Экономически выгодный способ информирования больших аудиторий;
-
Эффективный способ предоставления информации, которую невозможно найти в других источниках;
-
Обеспечение фундамента (понятия, концепции, закономерности) для дальнейшего обсуждения на занятиях в малых группах;
-
Эффективное средство демонстрации процесса критического мышления, решения проблем, принятия решения и т.д.
-
Изменение отношения к предмету, области знаний;
- Тенденция к пассивному участию аудитории
-
Не является эффективным методом изменения отношения/позиции или стимулирования мышления более высокого порядка
-
Не способствует переводу информации в долговременную память
-
Не позволяет эффективно реагировать на различия обучающихся
-
Дистанцирование обучающихся и лектора
- Мы поговорили с нашими студентами и выяснили, что делает лекцию интересной, а лектора – лучшим…
Что делает лекцию интересной, а лектора – лучшим?
Хороший лектор | Плохой лектор |
---|---|
Наличие наглядно-иллюстрационного материала (презентация, небольшой фильм, карта и т.д.) | Слишком много надо конспектировать |
Лекция заранее выложена на страничке педагога, он лишь расставляет ценностные акценты в информации… | Нудное, монотонное чтение по бумаге |
Актуальность, свежие данные, зарубежные источники | Включение разговоров на отвлеченные темы |
Четкость и ясность материала и его изложения | Не свободное владение лектором материалом |
Стимулирование интереса к предмету лекции через личный опыт студентов, примеры из реальной практики (ассоциировать материал с бытовыми или другими явлениями) | Не скрываемое пренебрежительное отношение к студентам |
Формирование нового мышления у студентов как задача лектора | Отсутствие плана или схемы лекции |
Общается с аудиторией вопросами, выводит на обсуждение, дискуссию. | Чтение лекции без личного интереса к форме и содержанию |
Четкий хронометраж времени лекции | Неумение держать аудиторию в заинтересованном состоянии |
Владение ораторским мастерством | Устаревший материал |
Организует обратную связь со студентами, есть возможность задавать вопросы | Чтение без движения, сидя на стуле |
Материал взят из разных источников (не из учебника) | Опоздание лектора |
Подготовлена короткая и ясная презентация, с детальными пояснениями | Боязнь аудитории студентов |
Не более 2 часов по одной теме | Использование только учебника |
Предоставление раздаточного материала | Долгие ненужные вступления |
Использование студентов в качестве со-докладчиков (опережающее задание) | Отсутствие контакта с аудиторией |
Организация мини-опроса для начального погружения в тему лекции | Плохая дикция |
Конкретно-поставленные цели лекции и достижение их | Необработанный материал. |
Свободная, раскрепощенная обстановка |
|
Чередование деятельности (рассказ, мнение, сообщение студентов, фильм, презентация, работа с раздаткой, обсуждение друг с другом, короткие письменные задания, заполнение таблицы, групповая работа и т.д.) |
|
Уверенность преподавателя в материале, ссылки на знакомые источники |
|
Приглашение профессионалов отрасли на лекцию как со-авторов лекции. |
|
Энергичность преподавателя – сильно мотивирующий фактор слушать лекцию |
|
Поэтому примите важные советы.
1.Хорошая лекция на 70% состоит из подготовки;
2. Первые 10 минут студенты запоминают 70% информации, последние 10 минут – только 10% (формулируйте основную идею лекции привлекательной для студентов);
3. Не забывайте о мотивации на тему лекции (реальная история, статистика, личный опыт, область применения, вопросы и задания по лекции, скажите, что будут включено из лекции в экзамен);
4. Актуализируйте предшествующие знания (структурирование материала лекции, блиц-опрос);
5. Визуализируйте план лекции;
6. Включайте в деятельность студентов (смена деятельности должна быть каждые 15 минут);
7. Содержание лекции заранее разместите на своей странице на сайте колледжа;
8. Связывайте события и факты с теориями и принципами;
9. Поясняйте ошибочные представления;
10. Делайте выводы в конце лекции: скажи, о чем ты собирался сказать, скажи, о чем ты говорил;
11. Помогайте студенту организовать запись;
12. Помните про ценность повторения;
13. Не забывайте про вопросы в аудиторию и вопросы от аудитории;
14. Хвалите студентов за активность;
15. Избегайте шаблонов.