Единые подходы к проектированию программ среднего профессионального педагогического образования
29 сентября прошло совещание членов отделения «Педагогика» РУМО «Единые подходы к проектированию программ среднего профессионального педагогического образования» в формате видеоконференции. Цель совещания – обозначить единые подходы к проектированию программ среднего профессионального педагогического образования.
Состав отделения «Педагогика» РУМО
1. Голоднева Надежда Николаевна (руководитель отделения), Орлова Валентина Владимировна АУ «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж»
2. Горбунова Нила Анатольевна - АНПОО «Сургутский институт экономики, управления и права»
2. Кунчугарова Эльмира Рафисовна - БУ "Белоярский политехнический колледж"
4. Ганиева Ирина Хиндулловна - БУ "Игримский политехнический колледж"
5. Еремина Елена Анатольевна - БУ "Когалымский политехнический колледж"
6. Бикбаева Лиза Мэлсовна - БУ "Лангепасский политехнический колледж "
7. Ширеева Наталья Александровна - БУ "Нижневартовский социально-гуманитарный колледж"
8. Тютяева Елена Васильевна - БУ "Няганский технологический колледж"
9. Юсупова Светлана Ринатовна - БУ "Урайский политехнический колледж
10. Дворянских Лилия Зигмундовна - БУ "Югорский политехнический колледж"
11. Крылова Мария Николаевна - .БУ «Мегионский политехнический колледж»
12. Мазяркина Наталья Георгиевна - БУ «Советский политехнический колледж»
13. Безбородова Антонина Александровна - БУ «Междуреченский агропромышленный колледж».
На совещании были рассмотрены следующие вопросы:
1.Анализ учебных планов педагогических специальностей, реализующихся в регионе (Голоднева Н.Н.).
2.Ядро среднего профессионального педагогического образования (Голоднева Н.Н.).
3.ФГОС 44.02.01. Дошкольное образование (Орлова В.В.).
4.ФГОС 44.02.02. Преподавание в начальных классах (Голоднева Н.Н.).
Голоднева Надежда Николаевна представила анализ учебных планов педагогических специальностей, реализующихся в регионе, который показал, что нет единства учебных планов. Поэтому когда студент переходит из одной образовательной организации в другую, у него присутствует академическая разница. На совещании было принято решение разработать командой педагогов АУ «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж» единые учебные планы для специальностей 44.02.01. Дошкольное образование, 44.02.02. Преподавание в начальных классах, в соответствии с приказом Министерства просвещения РФ от 12 августа 2022 г. N 732 "О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413", приказом Министерства просвещения РФ от 17.08.2022г. № 743 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, приказом Министерства просвещения РФ от 17.08.2022г. № 742 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего профессионального образования по специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах.
Надежда Николаевна в продолжение совещания обозначила основные моменты Ядра среднего профессионального педагогического образования, принятого решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации от 08.04.2022 № ПК-1вн. Цель Ядра СППО - обеспечить единые подходы к содержанию практической и методической подготовки педагога во всех организациях, реализующих программы среднего профессионального педагогического образования. Разработаны пояснительная записка, компетентностная модель подготовки педагога, требования к содержанию и структуре образовательных программ, требования к практической подготовке, требования к воспитательной деятельности. Определены требования к базовой части содержания педагогического образования, обязательный минимум для включения в ППССЗ педагогической специальности - 22 зачетные единицы. ФГОСы разрабатывались с учетом положений Ядра СППО.
Орлова Валентина Владимировна, одна из разработчиков ФГОС СПО по специальности 44.02.01. Дошкольное образование, продемонстрировала основные положения ФГОС и примерные основные образовательные программы по 2 квалификациям: «Воспитатель детей дошкольного возраста» и «Воспитатель детей дошкольного возраста в полилингвальной образовательной среде».
ФГОС СПО по специальности 44.02.01. Дошкольное образование реализует несколько видов деятельности, которые соотносятся с профессиональными модулями:
1. «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста».
2. «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации процесса организации различных видов деятельности и общения детей раннего и дошкольного возраста».
3. «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации процесса обучения детей дошкольного возраста».
4. «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации процесса воспитания детей раннего и дошкольного возраста».
5. «Взаимодействие с родителями (законными представителями) и сотрудниками образовательной организации».
6. «Организация процесса разработки и реализации парциальной образовательной программы в области художественно-эстетического развития (направления по выбору: ритмика и основы хореографии, изобразительное искусство, конструктивно-модельная деятельность) (по выбору).
7. «Организация процесса разработки и реализации парциальной образовательной программы в области физического развития (по выбору).
8. «Организация образовательного процесса в группах детей раннего возраста (по выбору).
Голоднева Н.Н., представила ФГОС СПО 44.02.02 Преподавание в начальных классах. ФГОС предполагает подготовку специалистов по 2 квалификациям: «Учитель начальных классов» (70/30), «Учитель начальных классов с правом преподавания на родном языке из числа языков народов Российской Федерации» (80/20).
Во ФГОС СПО 44.02.02 Преподавание в начальных классах отражены следующие профессиональные модули:
Квалификация «Учитель начальных классов»
-
Педагогическая деятельность по проектированию, реализации и анализу процесса обучения в начальном общем образовании;
-
Педагогическая деятельность по проектированию, реализации и анализу внеурочной деятельности обучающихся;
-
Воспитательная деятельность, в том числе классное руководство;
-
Преподавание иностранного языка в начальной школе;
-
Преподавание информатики в начальной школе;
-
Преподавание дисциплин художественно-эстетического цикла в начальной школе.
Квалификация «Учитель начальных классов с правом преподавания на родном языке из числа языков народов Российской Федерации»
-
Педагогическая деятельность по проектированию, реализации и анализу процесса обучения в начальном общем образовании, осуществляемая на родном языке из числа языков народов Российской Федерации;
-
Педагогическая деятельность по проектированию, реализации и анализу внеурочной деятельности обучающихся, осуществляемая на родном языке из числа языков народов Российской Федерации;
-
Воспитательная деятельность, в том числе классное руководство, осуществляемая на родном языке из числа языков народов Российской Федерации;
-
Преподавание родного языка из числа языков народов Российской Федерации в начальной школе.
Особую благодарность хочется выразить Шевелеву Павлу Леонидовичу и Веревкину Михаилу Александровичу за организацию совещания в формате видеоконференции.