«Современный учитель-взгляд в будущее»
С 14 по 17 ноября состоялся международный научно-образовательный форм «Современный учитель-взгляд в будущее».
Цель Форума – обсуждение содержания, инноваций, технологий образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных организациях и в социуме, основных стратегических направлений подготовки педагогов, системы научно-методического сопровождения профессионального развития педагогических кадров, вопросов научно-образовательной кооперации российских педагогических вузов с образовательными организациями стран Азии, трансляции лучших российских научных и образовательных практик в зарубежное пространство.
В Год педагога и наставника на Форум поступило свыше 1000 заявок из более чем 40 субъектов нашей страны, а также из Беларуси, Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Китайской народной республики. В течение всех дней Форума на площадке Уральского государственного педагогического университета прошло 37 мероприятий - пленарные заседания, круглые столы, проектные сессии, марафон наставнических и воспитательных практик, мастер-классы.
От нашей образовательной организации участником данного Форума была методист Голоднева Надежда Николаевна. 15 ноября она приняла участие в треке «Непрерывная система подготовки педагогических кадров». В рамках трека были представлены лучшие профориентационные практики для обучающихся психолого-педагогических классов. Модераторами площадки выступили Наталья Белоусова, заместитель директора Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников «Учитель будущего» и Анна Морозова, директор Центра карьеры УрГПУ. В начале встречи Наталья Белоусова рассказала участникам форума о перезагрузке профильных ППК в едином образовательном пространстве. Как организовать и открыть психолого-педагогический класс и замотивировать школьную команду на плодотворную работу? На эти вопросы ответила Ирина Ощепкова, начальник Управления образовании Администрации Североуральского городского округа. Наталья Маллаева, директор МОАУ СОШ №175 г. Екатеринбурга, представила воспитательные практики в реализации деятельности ППК. Руководитель Центра психолого-педагогического сопровождения и профориентации обучающихся Дворца молодежи Екатеринбурга Диана Куваева рассказала о возможностях и ресурсах системы дополнительного образования в профориентационной работе. Ярко свое выступление на тему «Центр дополнительного образования как площадка для организации и реализации деятельности ППК» презентовала Валентина Загудаева, директор Центра дополнительного образования в г. Сухой Лог. Анна Морозова, директор Центра карьеры УрГПУ, представила новые формы профориентации обучающихся психолого-педагогических классов, рассказав о проекте Центра карьеры УрГПУ «Амбассадоры педагогического образования». В финале встречи Анна Козырина, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными организациями МАУ СОШ №105 г. Екатеринбурга, рассказала участникам трека о событийной активности как условии профессионального и личностного самоопределения обучающихся.
Трек «Непрерывная система подготовки педагогических кадров» продолжился работой круглого стола, на котором были рассмотрены актуальные подходы подготовки учителей для работы в системе среднего профессионального педагогического образования. В начале встречи Наталья Тухтарова, методист Информационно-методического центра ГАПОУ СО «СОПК», рассказала про реализацию профессиональной направленности преподавания общеобразовательных дисциплин. Алена Титова, заведующий учебным отделом ГАПОУ СО «СОПК», рассказала о возможности синхронизации среднего профессионального педагогического образования и высшего образования. Марина Кузнецова, зам. директора по научно-методической работе ГАПОУ СО «СОПК», представила проект «Профессионалитет» в кластере «Педагогика», рассказав об особенностях подготовки проекта. София Садыкова, руководитель федеральных Мастерских колледжа, куратор амбассадоров ГАПОУ СО «ИГК», поделилась с аудиторией опытом работ амбассадоров «Профессионалитета» Ирбитского гуманитарного колледжа. В финале работы круглого стола участники обсудили актуальные вопросы подготовки учителей среднего профессионального образования, а также повысили уровень эффективности программы «Профессионалитет».
16 ноября В рамках программы Международного форума «Современный учитель: взгляд в будущее» в главном учебном корпусе УрГПУ прошло расширенное заседание Координационного совета учебно-педагогического округа № 27.
В работе секции очно участвовали представители ЦНППМПР Тюменской области Лия Губарь и Татьяна Иванычева, заведующая ЦНППМПР ХМАО-Югра Айгуль Крюкова, заместитель директора ИРО Хмао-Югра Светлана Алмазова, методист Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа Надежда Голоднева, консультант отдела высшего образования и развития педагогических кадров Министерства образования и молодежной политики Свердловской области Лилия Киргинцева, первый проректор ИРО Свердловской области Жанна Фрицко, директор Камышловского педагогического колледжа Елена Кочнева, заместитель директра Свердловского областного педагогического колледжа Марина Кузнецова, ректор РГППУ Валерий Дубицкий, представители Уральского педвуза: проректор по научной и образовательной деятельности Маргарита Кусова, заместители директора ЦНППМПР Алина Демышева и Наталья Белоусова, директор НМЦ Галина Кругликова, директор ИОН Анна Коротун, директор ИСО Елена Семенова. Онлайн к работе Координационного совета подключились представители Запорожской области: ректор Азовского государственного педагогического университета Екатерина Степанюк и проректор Наталья Литвакова.
Среди участников были спикеры Международного конвента «Россия-Азия», историки, педагоги, дефектологи: Рубен Огавелян (Институт детства, НПГУ, Новосибирск), Ирина Серенко (Институт востоковедения, Москва), Виктория Васильева, декан факультета инклюзивного коррекционного образования ЮУрГГПУ, Челябинск).
Выступление Светланы Минюровой включало два основных пункта: обозначение задач, стоящих перед учебно-педагогическим округом, и представление на обсуждение проекта дорожной карты по реализации совместной деятельности участников УПО №27. Светлана Алигарьевна напомнила о том, что соглашение об образовании УПО было подписано 14 сентября. В сентябре был создан Координационный совет, в октябре разработан проект дорожной карты мероприятий, в ноябре состоялось расширенное заседание КС УПО в рамках форума «Современный учитель: взгляд в будущее», а в феврале 2024 года УПО будет представлен в Москве на масштабной международной выставке-форуме «Россия».
УПО является частью региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров наряду с Единой федеральной системой научно-методического сопровождения педагогических работников. Если границы ЕФС НМС совпадают с границами Уральского федерального округа, то учебно-педагогический округ образован вокруг Уральского государственного педагогического университета, который является его центром и работает для регионов, в которых нет педагогических вузов (Тюменская область, ХМАО-Югра, ЯНАО) и одного из новых регионов России – Запорожской области. Светлана Минюрова назвала цель которые стоят перед УПО. Это в первую очередь обеспечение округа квалифицированными педагогическими кадрами. Данной цели подчинены задачи синхронизации деятельности вузов, колледжей и ИРО, своевременное реагирование на меняющуюся ситуацию и ее выправление. Так, Светлана Алигарьевна назвала в числе проблем переизбыток учителей начальных классов и недостаток учителей-предметников. Появление программ бакалавриата с двойным профилем «Начальное образование и Математика» или «Начальное образование и Русский язык» насытит потребности школ и повысит конкурентоспособность выпускников.
Среди направлений деятельности УПО – развитие сети профильных психолого-педагогических классов, научно-методическое сопровождение учителей, бесшовный переход студентов с уровня среднего профессионального педагогического образования на уровень высшего педагогического образования, внедрение результатов фундаментальных научных исследований в педагогическую практику, экспертная деятельность в сфере образования.
Затем Светлана Минюрова и директор НМЦ УрГПУ Галина Кругликова обозначили основные мероприятия дорожной карты. Предусмотрено проведение круглых столов, постоянно действующих семинаров и вебинаров, проведение научных исследований, организация образовательных событий. Отдельные направления посвящены экспертизе и информированию участников.
Маргарита Кусова рассказала о сопряжении ядер среднего профессионального и высшего образования и бесшовном переходе студентов колледжа на уровень вуза без дублирования компетенций, но с их качественным наращиванием. Также Маргарита Львовна говорила о независимой оценке качества образования, и, в частности, о профессиональном (демонстрационном) экзамене, который в 2023 году сдали 100% выпускников бакалавриата.
Галина Кругликова познакомила коллег с деятельностью научно-методического центра УрГПУ, с задачами, которые он выполняет, и с реализуемым НМЦ госзаданием по реверсивному наставничеству.
Наталья Белоусова осветила деятельность по координации сети профильных психолого-педагогических классов, включая работу Всероссийской онлайн-школы, специализированных ППК для будущих учителей физики, научно-методические мероприятия для преподавателей ППК, просветительские и образовательные события для самих школьников. Наталья Сагидулловна отметила, что работа с ППК перешагнула границы Свердловской области: УрГПУ сопровождает ППК в ЯНАО, организует совместные мероприятия с ППК ХМАО-Югры.
При обсуждении дорожной карты были выслушаны предложения всех коллег из других регионов и субъектов образовательной деятельности. Прозвучало предложение организовать небольшие рабочие группы по отдельным вопросам и оперативно решать текущие вопросы в режиме ВКС. Представители Тюменской области рассказали о своей успешной работе с психолого-педагогическими классами и предложили УрГПУ проводить совместные мероприятия с учащимися. Также было обсуждено сотрудничество в рамках ЦОК (центра оценки квалификации).
- Смысл учебного округа именно в этом и состоит: у каждого есть те или иные ресурсы и возможности. Мы объединяем эти ресурсы и обогащаем нашу деятельность. У каждого есть та или иная специализация, изюминка, уникальность, и есть чему друг у друга поучиться, – подвела итоги ректор УрГПУ Светлана Минюрова.
Итогом заседания Координационного совета стало подписание дорожной карты по реализации совместной деятельности участников учебно-педагогического округа № 27!